Росреестр рассказал о необходимости регистрировать право собственности
Право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и возникает с момента внесения в него соответствующей записи. В Росреестре рассказали, что дает регистрация права собственности ее владельцам и почему после приобретения недвижимости не стоит затягивать с внесением соответствующих сведений в ЕГРН.
Сейчас государственная регистрация права в ЕГРН является единственным способом доказать право собственности на объект?. То есть только после этой процедуры новый владелец недвижимости сможет стать полноправным хозяином имущества и беспрепятственно совершать с ним дальнейшие сделки - продавать, дарить, обменивать, передавать в аренду, в залог и т.д.
Также внесение Росреестром сведений в ЕГРН о праве собственности поможет защитить имущество перед другими гражданами, которые по тем или иным причинам будут претендовать на него, например, наследники бывшего собственника. Оспорить зарегистрированное право на недвижимость они смогут только в судебном порядке.
Кроме этого, внесение сведений в ЕГРН о зарегистрированном праве собственности значительно сократит список документов, которые потребуются при обращении в государственные и муниципальные органы. Ведомства смогут беспрепятственно получить эти сведения из ЕГРН без участия заявителя.
Регистрация права собственности необходима и для получения компенсации за ущерб имуществу. Если недвижимость пострадает или будет уничтожена в результате пожаров, наводнений и других стихийных бедствий — получить выплату сможет только законный собственник объекта.
В свою очередь, если право собственности на недвижимость в ЕГРН отсутствует, то ее владелец не сможет совершать юридических действий со своим объектом. Также он теряет возможность получать сведения о недвижимости, например, информацию о кадастровом инженере, об аварийности дома, о территориальных зонах, в которые входят земельные участки и объекты на них.
Ранее Госдума приняла законопроект, согласно которому с 1 марта 2023 года Росреестр перестанет прописывать сведения о собственниках в выписке из ЕГРН, заказанной другими гражданами.
Как зарегистрировать права собственности на недвижимость?
Процедура регистрации перехода права собственности на жилье зависит от того, была ли квартира приобретена на вторичном рынке или у застройщика.
В первом случае процедура, как и список документов, короче и проще:
Обращаемся в Росреестр или МФЦ
После заключения договора купли-продажи или обмена квартиры вы должны обратиться в регистрирующий орган по месту жительства с пакетом необходимых документов и правильно оформленным заявлением.
В заявлении необходимо указать свои имя и фамилию, данные предыдущего владельца и адрес квартиры.
Подаем документы Документы с заявкой необходимо передать в Росреестр лично или через официального представителя, на которого оформлена доверенность.
Получаем правоустанавливающие бумаги
После регистрации обращения следует получить квитанцию о сдаче документов, на которой будет указана дата, когда следует вернуться для получения государственного свидетельства о собственности.
В назначенный день вы официально станете собственником жилья.
Подать документы для регистрации права собственности на недвижимость вы можете в МФЦ или Росреестре.
Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?
Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.
Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.
Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
Только кадастровый учет нужен в том случае, если характеристики объекта недвижимости существенно изменены (например, увеличена площадь частного дома), либо объект, права на который ранее не были зарегистрированы в ЕГРН, прекратил существование.
Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?
Полный перечень документов, которые могут потребоваться для регистрации прав на недвижимость (как отдельно, так и одновременно с кадастровым учетом), представлен на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Но итоговый пакет документов зависит от деталей каждой конкретной ситуации. Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За государственную регистрацию прав предусмотрена государственная пошлина.